(no subject)
Feb. 2nd, 2025 01:07 pmТак, все, мне надоело. Выражусь ясно. Но неконкретно. Т.е. про всех: я считаю, что люди вообще любого народа способны делать эту ошибку. Я собственно и вижу их у всех, но дайте мне гарантии безопасности, чтоб перечисляла.
Если зафиксированы некие военные преступления. Даже по словам местных жителей. Даже захваченных вражеских местных жителей. Или инакомыслящих. Или вообще вражеской пропаганды. Если есть хоть какой-то сигнал, и обвиняют твоих.
Ни в коем случае нельзя запрещать местным жителям жаловаться. Тут была заметка еще давняя, чьих-то воспоминаний еще об Отечественной, опубликованная в 90е. Суть в том, что если принудительно отправлять людей невысоких моральных качеств на смерть — то из собственного животного страха они захотят покуражиться перед смертью. Заглушить. Хорошо если просто напьются. Но могут например опрокинуть продаваемое молоко у голодных по военному времени крестьянок. Просто для куража. Как идиоты-подростки, задирающие девочкам юбки. Или изнасиловать кого. Вот именно поэтому НЕЛЬЗЯ никаких непроверенных людей отправлять принудительно, хуже будет. Даже не только в этике дела, без контроля это может привести к беде.
Люди не ангелы. Извините, я была в школе белой вороной и бегала от хулиганов, просто потому что поначалу слишком громко обижалась и им было «интересно». Это продолжалось, пока мне не подсказали технику священного игнора, и испортило мне примерно половину школы, со второго по седьмой, при том, что в детсад я не ходила и отчаянно нуждалась в друзьях. А выдохнула только перейдя в другую вообще. Поэтому человек, который пытается мне доказать, что вот его народ — ангелы и таких просто нет, вызывает во мне сомнение в его адекватности и патологическое недоверие. А уж если он сознательно проходит мимо жертв таких... хорошо если Поттеров и Блэков, а не Лестрейнджей. Или того хуже — преследует тех, кто пытается за жертв вступиться, ради того, чтоб не рушить в голове идеальную ангельскую картинку...
Так вот, дело не в статистике. Может быть так, что не было никакого плана у вражеской тебе стороны прям злобного, это чья-то пропаганда раздула. Может быть так, что таких планов нет ни у кого, а есть взаимные страхи и мнение, что другой недоговорибелен. Может быть так, что кто-то вообще весь чужой народ считает порченым — и вот с т.з. меня как христианки этот кто-то занимается нацизмом, ксенофобией и Иисус уж точно учил противоположному и умер за этот народ. Кроме того, мое личное взаимодействие с людьми — как сородичами, так и нет, показывает, что это просто ужасная неправда и поклеп на людей. Либо что свои заблуждаются и ошибаются ровно так же, как чужие: от разных неплохих людей всех сторон я слышала совершенно невыносимые для меня моральные концепции, но наложенные цензурные ограничения, боюсь, помешают мне в открытом нормально обсудить, в какие психологические заморочки люди втыкаются... А впрочем. Страх и недоверие. Право на недоверие. Если не ответить сильнее, не поймут и сочтут слабаком. Про террор-бомбинг я уже говорила — вы серьезно думаете, что та треть людей, которые Хиросиму в опросе, который я видела, оправдали — это прям маньяки сплошь? А они думают, что иначе нельзя было остановить геноцид китайцев, например. Или оправдание пыток — тогда как тысячелетия человеческой активности в этом деле доказали, что так нельзя добиться справедливого суда, поскольку человек будет говорить то, что угодно палачу, не говоря о цене судебной ошибки и вреде душам и оскотинивании. Оправдание смертной казни — хотя статистика показывает, что там, где она сейчас есть, никак не влияет на ситуацию с преступностью, это так не работает. Оправдание жертв гражданским населением. Например, когда бьют по уходящим машинам с гражданскими, потому что все стороны маскируют военных под гражданских и даже врачей — грязная игра такая просто принята, как я понимаю, вообще все военные «понимают что так надо», а в итоге дает богатый материал для бедствий невинных и тыкания друг в друга этими бедствиями. Или просто — не будешь бить в ответ, даже если боевики поставили пусковую установку на крыше детсада, так они будут твоих детей обстреливать. А в то же время ты сам радостно разместишь военные базы в городах, хотя жители городов, возможно, против того, чтоб ты прикрывался их детьми: даже если ты реально бравый воин и защитник, какое право ты имеешь прикрываться младенцем?
Поэтому статистика может быть такова, что _коллективно_ не виноват никто — и все. Что эти случаи не дают прав называть ни одну сторону «орками» или «нацистами», поэтому нет реальной репутационной опасности. Но если нормально этически обсуждать эту проблему, ну хоть как я тут, а не в штампы уходить, и держать за руки дураков, раздувающих штампы! Потому что это может быть именно эффект того, что в любом народе есть злые люди. Что система их отфильтровывания отсутствует. Непродуманности, в результате чего эти злые люди (я уж не говорю о вопросе того, как животный страх смерти в принципе может воспитывать помилованных зэков — тут за меня и криминальная хроника ярко все скажет) вообще оказываются там, куда их категорически нельзя было допускать. Помех жаловаться, что мешает эту систему фильтрации наладить: если даже товарищ по службе заметит, сможет он пожаловаться или его самого привлекут за жалобу? А может быть, есть самодеятельность индивидуальных политиков, которые тоже не ангелы и решили, что ради их собственных медалек или поставленных им целей (тоже из страха смертного должник пошел спрашивать со своих должников!) можно допустить немилосердие, или это будет безнаказанно — для того чтоб что-то захватить и подавить сопротивление, например. Но им могли не приказывать это сверху. Но опять же запреты обсуждать — прикрывают таких людей. А что, нет их? А чью коррупцию тогда расследуют? А кто-то, как щас модно искать предателей и в верхах, может, специально это устроил?
Так вот, если люди — это люди, если мы не хотим сами превратиться в чудовище, то расследоваться должен даже единичный сигнал. Даже если случай немилосердия (в смысле, явного военного преступления, когда проблему вагонетки можно было решить по-человечески) один на всю армию. Они должны пресекаться. Плохо пресекаемое должно обсуждаться и вырабатываться механизмы, чтоб хоть больше никогда, чтоб система прогрессировала к лучшему и беды людей сокращались. И та страна и та армия, которая это бы делала — не потеряла бы, а приобрела бы в репутации. И да, я например считаю нужным защищать мирных жителей. Но не, например, чьи-то политические интересы или не людей, которые творят вот преступления, хотят получить медальки за счет чужой беды. Если я буду делать второе — предам Христа. Но у меня просто нет выбора. Если бы я записалась, скажем, отбивать дроны от мирных городов, то меня могли бы принудительно и отправить туда, куда захочется выслуживающемуся неясно кому. Если бы я создавала такие дроны, то я не могла бы проконтролировать их применение. Участвовать в этом на таких условиях — безответственно, потому что я не вижу ответственности в современной системе. Я ее еще могу видеть там, где военные реально отчитываются перед парламентом, который реально конкурентен, т.е. есть хоть две силы не в сговоре, которые будут ловить друг друга и не давать друг другу совершать преступления. Пока нет гарантий этого, я не понимаю, что делать, чтоб «не навредить». И скорее правда с обрыва прыгну, чем позволю себя втравить в непонятно что. Была б одна — могла бы например куда-то записаться и спокойно сказать нет, если что, но вы не учитываете, что у большинства родные. А если давить на человека с родными... ну так не добиться, либо массово люди возмутятся, если увидят что ситуация именно такова, либо те, до кого добрались, будут шагать с обрыва. Что тоже не приведет к достижению цели — Бог не попустит, надеюсь, потому что это форменный ад и концлагерь.
(для тех, кто склонен к коллективной ответственности: напоминаю про Нюрнберг-не-стал-судить-народ. Вы — не святее. Если б я жила в Германии тех времен, допустим сама была бы в Белой Розе, хотя я считаю, человек, который уверен что он-то бы разобрался — себя переоценивает. Это не значило бы, что пришедшему освобождать от нацизма позволено было бы издеваться над непричастными. Да даже над детьми эсэсовца. Да даже бомбить Дрезден, например. Все тот же террор-бомбинг, запугивание, а не борьба с реальными злодеями — вопрос этики вызывает. Поэтому индивидуальный человек имеет право так делить, но вот система призывать его ломать совесть — не имеет. Тут вполне возможен дифференцированный общественный договор — кто защищает, кто за больными стариками ухаживает и тем служит обществу - и вот как раз присмотр всех за всеми, чтоб не тратился общак хотя бы на то, что многие морально не приемлют, без обсуждения. А иначе это — не в пользу общества, а по чьим-то фанатическим и всегда неправым идеям, когда один возомнил себя умнее остальных и вправе определять, что для них лучше)
А если запреты обосновываются репутационными издержками, причем у всех, например, кто-то всерьез говорит «мы тут жертва и если признаем военные преступления, то не получим помощи», то я в это не играю. Тут границы нет. Запрет обсуждать эти вещи приводит к жертвам невинных, потому что все не ангелы, а это очень, очень удобный механизм для преступников, отмазывающих друг друга — обвинить неугодных в чем-нибудь таком. Я вообще не понимаю каким каналом люди могут жаловаться. Я вообще предлагаю паритетный суд: если в отдельных странах нет паритета партий или ему нет веры, то паритет стран-то есть, раз они вообще дерутся. Вот они должны заткнуть свое «они недоговорибельны» и сесть за стол переговоров хоть с чертом лысым — ради людей. И заткнуть это «мы не можем прогнуться». Надо не прогибаться, а четко отстаивать интересы людей. Не стран, а вот конкретно людей в горячих зонах.
А так кидаться демонизацией, причем целых народов — а потом и происходят преступления знаете почему? Потому что вот этот вот солдат никаких преступлений не совершал. Но его в плен взяли те, кому с голубых экранов рассказали, что все до единого служащие вражеской армии «орки» или «нацисты», экстраполировав деяния одних на тех, кто ни сном, ни духом. При этом эти люди, которые так судят, сами не подозревают или ничего не сделали для того, чтоб отмежеваться от таких же в собственных рядах, когда на них тоже жалуются. И вот они кого-то взяли — а порой и гражданского, просто не «встречающего с цветами» — и в плену своей парадигмы и сочли, что с ним можно как угодно. Вон люди не стесняются ж говорить что мол нельзя прощать и надо значит поймав кого виновного, поступить с ним без жалости? А если вы ошиблись в определении степени чужой виновности? Я понимаю, что оч хочется считать себя весь в белом. Но «весь в белом» — вот как раз прямой путь в сволочи самому, и это сейчас очень наглядно видно. И то, что даже хорошие люди имеют тучу парадигм и приписывают другим злобные мотивации — да об этом простой житейский опыт конфликтов говорит, с какой стати тут будет иначе? Почему бы лично вам не счесть злобным пособником того, кто просто вам не доверяет и потому не встретил с цветами, и боится, что именно вы будете творить зверства? А вы его только больше в этом убедите, угу. Как вы думаете, может на таком основании хоть что-то закончиться?
А еще ведь есть местные жители. Если у одного сожгли родную хату и у другого то же, то пренебрегать их эмоциями и не делать скидку на аффект, если кто-то из них (или свидетелей бед других) проклинает других — вот тоже несправедливо. Но и не держать их за руки нельзя, иначе сосед пойдет резать соседа запросто, по тому же принципу, не разбираясь. Вот тут паритетный присмотр тоже мог бы спасти, так, чтоб жаловаться можно было в две стороны, но как его даже обсудить, если некие абстрактные страны А и Б запретили даже предложения какие-то по урегулированию территории, которую обе причислили к себе, вносить? А я че-то не могу признать права даже жителя столицы любой страны мира на крепостное право над людьми какой-нибудь окраинной деревни, особенно если тем он позволяет геноцид инакомыслящих — но вот адекватное право, законодательство насчет самоопределения отсутствует как в мировом праве, так и в локальных, даже если правда и без конкретных локальных гитлеров бывают просто описанные выше явления, от которых людей надо защищать, и тогда, если мерить древними мерками — сюзерен, так обращающийся со своими людьми, в Европе вообще-то мог получить от других феодалов, при поддержке разочарованного им населения. И в любом случае эти другие феодалы, узнав о таком, могли сказать «а с чего мы будем с такой сволочью взаимодействовать, включать в союзы, защищать от кого-то, а может, надо его заранее вынести, чтоб не ждать от него удара в спину?» То есть идеи, что кто-то вправе вести себя как рабовладелец, извините, патологичны по определению, почему же не учитывается необходимость этому противодействовать сейчас и в отношении объединения в государства? Имхо, возможный гитлер с концлагерями для инакомыслящих — где бы ни возник — перевешивает по вредоносности вред от нарушения принципа неприкосновенности границ. Но поскольку гитлерами повадились все друг друга объявлять, возможно, некорректно, на основе случайностей и описанных психологических багов, происходящих в любых боевых действиях — то требуется какая-то система, обсужденная на мировом уровне как раз, расследование, с которым бы все согласились, мандат на способы вторжения, защиты населения, или по согласию паритетного ввода миротворцев, или вывода населения и обеспечения устройства беженцев, а потом судиться за их право жить там, где родились, требовать компенсаций, но спася людей. Насколько я понимаю, текущие абсолютно не работают прежде всего из-за необеспечения механизмов доверия к ним и неучета новых появившихся проблем, которые не были ясны тогда, когда то же ООН зародилось. Законодательные системы должны постоянно исследоваться и обновляться, чтобы быть работоспособны, массаракш, но при этом не так быстро, чтоб население не могло жить и строить планы, потому что каждый месяц что-то новое и слишком неожиданное, что не выполнишь! Это тоже кропотливая работа, от этого жизни и судьбы людей зависят! Попробовал бы кто так самолет или атомную электростанцию строить, как законотворчеством занимаются!:(
Напоследок один простой пример. На днях у кое-кого из знакомых был замечательный пост про то, как даже в Блокаду люди не прекращали ходить в театры, петь, в общем, поддерживали свой дух культурными средствами. Автор поста этим восхищается и в общем-то в пику нынешним тем, кто считает, что если «вокруг все плохо» (по сравнению с Блокадой, да?), то надо нацепить вретище, объявить пост и принять унылый вид. А вовсе не «помажь голову и умой лицо»(с), ага. И других этим депрессивить и лишать воли к сражению. Можно еще пение и прибаутки в окопах той же Отечественной вспомнить. И тут. К нему приходит какой-то неразобравшийся тип и откуда-то откапывает «очернение блокадников». Я так понимаю, прочитал строго наоборот, мол, что ах как они могли. Может этот тип и считает, что так было нельзя, что надо нацепить вретище, зарыться в землю, а потому и не поминать такое? Но честное слово. Вот тот, кто вот так прочитал задним местом — ничего не мешает ему сесть этим местом на невинных людей. Пожаловаться, сломать людям судьбу. И это совершенно точно будет незаслуженно. И если общество не держит таких людей за руки хотя бы тем, что ему явно покрутят у виска и завернут его жалобу. И позволяет невинным массово бояться таких людей, не убеждает в безопасности. То грош цена такому обществу в плане гуманности, и непонятно, за что оно сражается. Сохранять подобную систему реально не лучше того, с чем сражаются, я имею в виду поддержание вот таких заблуждений. Какая разница, невинных губят из-за формы черепа, религии, политических воззрений, классовых предубеждений или из-за слова, которое кому-то не понравилось при поспешном суждении?
И знаете, довольно шизофренически, кажется, с одной стороны запугивать людей — ведь само то, что ситуации, когда и правда людям сломали судьбы за то, за что не кажется морально справедливым, известны на публику хоть через оппСМИ, сделано, чтоб те, кто их читали, боялись? — то с другой шизофренично ждать, что нормальные люди, воспитанные нашей культурой, с радостью пойдут в палачи. (это слава Богу еще, что барьер человечности у людей есть, а то точно беда Гоморре!) Не рыцарски защищать, как они может хотели бы, а зная, что могут приказать и такое, если оно считается допустимым в системе в принципе или не принимается каких-то мер. Шваль всякая, конечно, пойдет, но тогда не надо жаловаться, что все разваливается и кадров нет. Это правда как если бы тип-маменькин сынок и шовинист, за которого ни одна не пойдет, жаловался, что нормальных баб нет. Ну или жаловаться на то, что граждане вам не доверяют и обходят заведомо подальше, если могут, и никто в случае чего не поднимется конкретно вас защищать.
Этот пост написан для нормальных, адекватных людей любой стороны. С которыми я по жизни всю жизнь общалась. Которые в принципе способны на рефлексию. И на признание возможных ошибок. И на хоть какое-то стремление к добру. Он не написан ни для одного политика, цепляющегося за личную власть, или выгоду, или за фанатика, или одержимого страхами, хотя я надеюсь, может, у кого-то из последних и спадут шоры с глаз. Поэтому просьба нормальным людям не пытаться по примеру героя прошлого абзаца вчитать сюда попытки разговаривать с таковыми или требовать от меня ненавидеть зеркальных им людей, живущих в другой точке планеты, в нарушение любой справедливости и того, чему меня учит Иисус.