(no subject)
Oct. 7th, 2024 04:34 amО. Кстати. Я это отрепощу. Пока ничего не приняли. Потому что не в бровь, а в глаз. Потому что вот это все внятно и нерожавшей мне (и не отвращает, но этонашажизнь и хорошо бы было иначе и еще одно место для эмпатии — ну помогайте ж блин людям. Да хоть наделайте для них форумов, если таки запретят, с гарантиями, вот уж где точно надо и внятно всем нормальным по психике, что надо. И да, я могла быть на их месте. И еще могу частично, усыновление никто не отменял).
Отдельно радует то, что словосочетание «успешный успех» в ироническом ключе уже стало мемом, может, переломит этот дурацкий тренд.
Отдельно радуют каменты, где очередной самовлюбленной (или пропагандисту?) с «ну мамы ваши не жаловались» накидали не стесняясь реальных своих живых историй и своих матерей. Я тоже могу. Но не буду. У меня вообще-то комплекс плохой дочери. И я понимаю свою маму и не уверена, что справилась бы лучше, и сама боялась не быть лучше.
Чем больше я читаю закон о "пропаганде чайлдфри", тем больше у меня ощущение, что направлен он не против "воинствующих" чайлдфри, и даже не против молчаливых бездетных. Он направлен против матерей, особенно современных молодых матерей, которые хотят жить, а не выживать, хотят, чтобы их материнство было долгожданным счастливым периодом жизни, а не прыжком в бедность и сидение в четырёх стенах.
Ведь что именно запрещает этот законопроект? Говорить, что ты не хочешь заводить детей? Нет, это можно. А запрещает он обсуждать любые проблемы, связанные с беременностью, родами и материнством. И обсуждают эти проблемы обычно люди, которые либо готовятся обзавестись потомством, либо уже.
Да, мы, бездетные, тоже иногда это всё обсуждаем. Но сколько мы об этом говорим-то? Обычно случается какой-то повод: например, вот этот закон, или какой-нибудь священник выскажется на тему женского предназначения, или трагедия случится, молодая женщина в окно с грудничком выйдет. Да, мы побубним, повозмущаемся, обсудим, с умным видом покиваем, что это всё от нищеты, и что садиков в стране не хватает. И дальше будем писать про поездки, кошек, саморазвитие, спорт и звёздные скандалы. Для нас дети — это просто часть информационного шума.
Для женщин в декрете — это большая часть их повседневной жизни. Большая часть текстов о том, с какими проблемами связано материнство, пишут — сюрприз — матери. Пишут, говорят, кричат и требуют. А ведь какая красота была раньше, когда все молчали в тряпочку, через одну все верили в зайки-лужайки, обсуждать растяжки и недержание было неприлично, ведь у женщин должны быть свои секретики, а понятия послеродовой депрессии не существовало, и женщины, у которых не получилось полюбить младенца с первой секунды просто винили себя в этом и тоже молчали, а то ведь заклюют. Ясли, садики и нянь никто не требовал, потому что все знали, что если ты родила и тут же хочешь ребёночка чужим людям сдать, то ты мать-кукушка, ату её, ату. А если всё же решилась, то за свои денюжки, милочка.
А теперь эти "мамашки", эти презираемые всеми "овуляшки", вместо того, чтобы тихонько загибаться в четырёх стенах, открыли для себя интернет и сбиваются там в кучки. Рассказывают друг другу о своих проблемах, понимают, что многие состояния — это нормально и бывает, а не ужас-кошмар и "молчи об этом, прокажённая", жалуются на родственников, которые просили и уговаривали, а потом отвернулись, жалуются на врачей, науськивают друг друга что-то требовать от государства, обращения писать, условия обсуждают, при каких они согласны вторым-третьим обзавестись, роль мужа в семье обсуждают, да ещё и к выводам приходят, мол, неплохо бы ему тоже в декрете посидеть, ну, на крайний случай по вечерам ребёнка полностью на себя взять. Они переосмысливают свой опыт, пишут картины, рисуют комиксы и придумывают анекдоты.
Внезапно оказывается, что реальные простые женщины с детьми — они не глянцевые, они не деловые фитнес-мамы из запрещённых соцсетей, и даже не лёгкие нежные феи с социальных плакатов — в платьях в цветочек и светлоглазыми улыбчивыми карапузами. Они живые. У них проблемы со здоровьем. Их дети срыгивают им на одежду. Они должны либо работать, как лошади, в те несчастные часы, что ребёнок соизволил поспать, либо терять свои должности и клиентов. Им приходится буквально выгрызать себе возможность отдохнуть и поработать, убеждая всех вокруг и себя в том числе, что ребёнок — это не только их блажь и забота. Они винят себя за каждое неправильное решение, а неправильным решением каждый день общество считает что-то новое.
И нет, я не говорю, что жизнь матерей — это непрекращающиеся страдания. О приятных моментах они тоже рассказывают. Вот только зачастую эти приятные моменты не укладываются в благолепную канву "женщины, жены и матери". Внезапно, женщины — и даже с детьми — не желают радоваться просто тому факту, что они "состоялись как женщины", а хотят ещё по рок-концертам, музеям и курортам шастать. Так ещё и поддерживают друг друга в этом, так ещё и на инфраструктуру жалуются, и в комментариях своё право шастать отстаивают.
Если так задуматься, то лучшая антиреклама материнству и "пропаганда чайлдфри" — это банальная правда. О рисках, о сложностях, об отношении общества, о недосыпе, об отёках и чёрт знает о чём ещё, я не знаю, у меня нет детей.
Просто уставшая женщина, корячащаяся с коляской у слишком крутой лестницы в подъезд, — уже пропаганда. На неё уже посмотрят идущие мимо школьницы и подумают, что нафиг им вот такое счастье несколько лет подряд. А если эта женщина потом в интернете расскажет, что у неё при этом ещё были опухшие ноги и спала она в тот день часа два и не подряд, и думала, что, если она не удержит коляску, то та просто её прихлопнет, — то всё, тушите свет, никакие плакаты с детскими пяточками уже не помогут.
Заметьте, ведь как удобно совпало: всего-то пару месяцев назад депутаты, до этого годами твердившие, что всё это преувеличение и происки злых завистливых бездетных тёток, наконец-то признали, что да, рождение детей действительно толкает многие семьи за грань бедности, а кого не толкает, тем очень сильно уровень жизни снижает. Признали кривенько, решения предложили "спорные", вроде налога на бездетность в размере "среднего" содержания ребёнка, ну чтоб в нищету все упали, и уже всё равно, видимо, было, с детьми или нет. Но! Признали проблему, обсуждать начали. И о других смежных проблемах даже потихоньку заговорили.
Но менять отношение общества, что-то придумывать с трудовыми законами так, чтобы работодателям было выгодно содержать сотрудниц в декретах, пандусы эти нормально класть, комнаты матери и ребёнка делать, проверять, как врачи с беременными общаются, садики открывать, федеральную систему проверенных нянь создавать, контролировать доступность детских товаров, с уровнем бедности что-то делать, не только в вопросе детей, вообще, доступное жильё строить и многое, многое ещё — это всё сложно.
А вот заткнуть всех этих тёток с их реальной жизнью, неглянцевой, неприглядной, не успешно-успешной, — это просто и эффективно.