(no subject)
Sep. 22nd, 2024 08:18 pmСобирая руками механически лекцию, вполуха слушаю сегодняшний морваэнский ЖЗЛ о шумеро-аккадской принцессе Энхедуанне. https://www.youtube.com/live/fzFqzXzaCbw
И это стоит упоминания, честно.
Аккадцы, свергнув Шумер, в котором в общем-то были второсортными гастарбайтерами, знаете почему сохранили язык и культуру?
Все технические руководства, вся литература — в шумерской клинописи. Все. Поэтому папаша героини, после успешного восстания став царем, вообще-то во многом мудро поступил, но еще он повелел детей всей знати учить шумерскому. Всерьез, а не как раньше, когда они на уровне гастарбайтеров говорили.
Вот это на тему отношений между языками и культурами и оборотной стороне. На азиатских языках, например, с учебниками по физике плохо. И обучение все идет на русском. Чтобы передать, надо вырастить людей, которые и переводить будут, и смыслу учить. Бери от рухнувшей империи лучшее, а не нос вороти. Вот тут такой момент имхо есть, и он не должен мешать родной культуре, особенно учитывая, что никакая культура не статична и реконструировать древних предков сложновато, а еще культуры нефигово всегда взаимовлияют (дурь с запретом иностранных слов в русском — та же дурь, их уже много веков половина языка, с самой Орды).
PS Господи, да люди вообще долбанулись Айвазовского делить. (про чем-то не угодившие памятники Пушкину и Высоцкому уж не говорю). Я думаю, половина великих вообще не слишком в свои времена сами-то себя определяли. У кого-то это было важно, у кого-то вообще в другую сторону важно. Гоголь спокойно писал о России, как в любимом моем стихе Чичибабина, который один выражает нормальную, не унижающую любовь между шедшими одной судьбой народами (ведь входили-то в состав по своей воле):
В гефсиманскую ночь не моли, не проси:
«Да минует меня эта жгучая чара»,–
никакие края не дарили Руси
драгоценнее дара.
...
За овитое терньями сердце волхва,
за тоску, от которой вас Боже избави,
до полынной земли, Петербург и Москва,
поклонитесь Полтаве.
(я, кстати, один раз в тех краях, именно под Полтавой давно еще побывала, на игрушке. Стих тогда уже знала, и Гоголя с детства нежно люблю, в школе учила очень красивый отрывок из «Хуторов», и пыталась запомнить, оказавшись в гоголевских местах. И людей знаю и по тому разу, когда москвичей совершенно спокойно принимали люди самых разных взглядов, и когда к нам ездили. И вот поэтому особенно больно. Особенно учитывая, что туда тоже прилетало, мягко говоря. И я не могу вот просто так взять и смотреть на страдания одних и не смотреть на других следом за бессовестными новостями, или как родные одной женщины, когда ее искалечило прилетом, заявили что она все врет, а им по ТВ правду сказали — уму непостижимо... Для меня это по живому, я могу пытаться думать, специально или например никто не имеет нужной точности, но вот бессовестность замалчивания и отсутствия попыток уменьшить беды людей, найти другую стратегию — я никогда такого не приму.)
Но, в общем, хоть волю автора, кем его считать, я считаю, уважать надо. Потому что в свои времена они могли вообще не мыслить подобным. И вот этого я не понимаю: когда культуры живут бок о бок, они и без специальных каких-то культуроцидов взаимовлияют и перемешиваются. Если я перестану читать на английском, я закончусь и как ученый, и как культурный человек, а ведь у нас тоже есть долбанутые, которые хотят с концами отпочковаться от мира, и это при том, что уж нашу-то культуру защищать просто некуда уже, она есть и конкурентоспособна без этого бреда! Я могу понять желание найти что-то своё, что-то уникальное, понять «кто мы», но жизнь несколько сложнее и это можно делать без демонстративного отмежевывания, которое неестественно. Ребенок от матери отпочковался, но у них есть общая история и отказываться от нее — это от половины себя. (это сравнение мне кажется не унижающим). Напоминает какой-то подростковый бунт местами, реально, при всей печальности ситуации сейчас старые времена и куча не мысливших этого людей не виноваты настолько. Ну я же могу адекватно воспринимать монголов, пусть и времени утекло, и средневековые методы завоеваний я не одобряю ни у кого, и когда-то это правда было игом. Кстати, история отпочкования от Орды могла бы показать, наверно, как с веками перерабатывается культурная связь после распада империи и чего ожидать.