veda_cong: (Default)
[personal profile] veda_cong

Нет, ребят, у меня в голове от истории — с высоты нынешнего исторического опыта — только такая картинка.


Рим принимает христианство, Августин радуется, что воот, щас на земле Град Христов построим. Рим решает, что крестить и своих граждан, и покоренных он будет насильно и строить на христианстве государство. Точнее, я еще не помню, когда и кто так решил (но Константин же крестил империю?), но Бог точно видел, что они так сделают. Это же, если влияние крещения недостаточно, те же люди, что скармливали христиан львам за отказ поклониться гению кесаря. Этот паттерн древнего мира — всего, ассирийцев, евреев, мусульман, римлян — просто так не переламывается.


Иисус, которого знаю я, в этом месте был бы в ужасе (как человек, как это воспринимает вечное существо, видящее все реальности и все моменты времени, я не имею представления, но выводы все равно те же). То есть, если вообще не вмешаться, если спасать их от бедствий мира, они будут строить Ангбанд и прикрывать Его именем. Это не Град Божий. Это наоборот, описанный Иоанном Антихрист фальстартом и был бы, «вместо Христа», «соблазнит и верных». Это как раз Бог не допустил один раз. Второй — и с Римской, и с православными государственными церквями не дал докрутиться. И щас не даст, если ревизионистам, правым радикалам с по-фашистски выпученными глазами, вздумается. Пока в мире остается хоть немного любви, пока она не оскудела. Сколько раз — не знаю. Нам даже Рим в виде СССР воспроизвели, и все равно нет урока?


Христианство, ставшее тоталитаризмом — есть ли более ужасная картина? Живые позавидуют мертвым, истинно. На что это похоже, можно посмотреть на ранний ислам, который, возможно, тоже был попущен чтоб полюбовались в кривое зеркало. Ну хоть щас полюбовались, тогда не осмыслили.


А Великое Переселение уже идет. И это классическая проблема вагонетки. Ты можешь их спасти (хотя вот эти народы, которым нечего кушать, потому что земля болеет от человека — тоже Твои дети и Ты знаешь, что они крестятся. Хотя болеющую от человека землю тоже одним чудом не вылечить)



С теодицеей у меня реально тяжело в таких местах, но факт истории остается фактом — переселяющиеся народы сметают Римскую Империю с карты. Причем конкретно Рим-то как центр местного христианства Господь упас. Там случился достаточно верующий Папа, чтоб уговорить даже Аттилу — знамение на все времена о том, что даже жесточайших людей чем-то можно пронять, что они тоже не неприступная крепость, против которой надо столь же ожесточаться. 


Но если с высоты нынешней подумать, кем бы они стали, если бы этого не случилось, то да, живые бы позавидовали мертвым. Нам и слабых подобий, имхо, все-таки случившихся, попущенных, хватает, чтоб понять.


Точно так же все остальное. Крестовые походы? Охота на еретиков? Инквизиция и сожжение ведьм? Да, Европа падет под черной смертью и откатится назад на века, но после этого они разочаруются в идее Церкви как властного института (которая тоже несет семена тоталитаризма, человеческие, а не божественные!), наступит Просвещение, гуманизм и все это и во-первых люди научатся экономнее пользоваться благами природы и не задохнутся от скученности на планетке, да и в космос выйдут (я совсем не уверена, что Бог не хочет, чтоб мы расселились по заботливо созданным мириадам годных для терраформирования шариков: я не вижу, чтоб мы исчерпали ресурс самопознания и духовного роста, мы едва-едва осваиваемся со многими вещами), и во-вторых мы сейчас сможем говорить друг с другом с разными мыслями без пресса еще и религиозной цензуры, пробовать разные пути, осознавать, что не надо возводить религию в догму, в убивающую человека субботу, что многие вещи вписываются в христианство как родные, не только один путь...


Это гадательно, но трудно не видеть, мимо каких пропастей мы прошли просто вот в пути Церкви. Да просто если читать Библию — вот в саморефлексии израильский народ был, возможно, на порядок впереди нас, если они все-таки додумались, что угоняния в плен и все такое им за отпадение в язычество. Правда, там тоже вопрос. Кроме отпадения в язычество, была и вооруженная борьба с этим язычеством, и Господь, пытающийся вразумить Илию, что Он вообще-то в веянии тихого ветра. Что страшнее, жертвы младенцами или геноцид, лично я  судить не могу.


Про Византию и реакцию на ислам и отношения с «союзниками» я когда-то уже писала( https://veda-cong.livejournal.com/1257277.html и тут во второй половине https://veda-cong.livejournal.com/1266171.html — надо уже как-то заняться расставлением тэгов и тем постов, дайджестов, чтоб самой-то хоть находить, или раскрытие того, что закрывала скопом... когда же у меня время-то распределится)


Руси тоже досталось от монголов, Российская Империя пала, когда в ней прервалась обратная связь с народом, и сама сила атеистического движения раннего СССР как бы должна намекать, что христиане перегнули палку в навязывании веры населению и при этом оправданием верой, например, поведения любых Салтычих. Или ошибок царя. Или имперской идеи, которая лично для меня, как насилие, в христианство не вписывается никаким боком и ни в какие времена.


Короче, я не знаю, понимает ли это хоть отчасти кто-то из единоверцев так же как я и получим ли мы хоть щас урок, изучая прошлое(


Цитата «Доминиканской кантаты» (http://samlib.ru/d/dubinin_a/cantatadominicana-all.shtml) в полном виде, которую я уже поминала в тех постах и которая коррелирует:


«Увидел он Пречистую Деву Марию, 


Как она стоит перед троном Господним 


И просит пощадить, не губить человеков. 


Отзови назад и чуму, и пожары. 


Удержи в узде войну и злой голод, 


Ибо милосердие превыше кары. 


Дай им срок покаяться и обратиться! 


И сказал Господь: Я терпел так долго, 


Но однажды капля переполнила чашу. 


Распахнулась пропасть, будто лопнуло небо, 


И не отвернуться от нее, не отвергнуть. 


Всякий грех, который совершен перед Богом, 


Остается в мире, словно язва на теле. 


Кто же уврачует воспаленную землю? 


Грех рождает грех, и пропасть глубже и глубже. 


Я ли не избавил их от пламени ада? 


Я ли их не выкупил Собственной кровью? 


Ни пророков, ни святых людям не надо, 


Если и появятся - будут убиты.» и дальше Дева Мария говорит, что пошлет двух слуг — Франциска и Доминика — и они будут услышаны. (Встреча этих двоих в той же части, «соединенных руками Пречистой», я так понимаю, по какому-то житию или свидетельству, но даже если фантазия автора — мне всегда очень дорога была как образ. «Пошли мне, Господь, второго»(с), ага)


Вот если говорить о теодицее, я не считаю, что людей можно именно _научить_ чему-то наказанием, или точно не всегда, это нелинейно и вызывает протест против несправедливости. Но есть проблема вагонетки и то, что в конце все будут воскрешены. Как ребенок в моменте чувствует несправедливость, когда его отрывают от игрушек и сажают за уроки, но оглянувшись назад, взрослый спасибо скажет. Так как воспримут временную гибель те, кто уже будет знать, что они воскрешены и более не умрут? Вообще-то примерно так же, особенно если учитывать, что ждало, если б вагонетка поехала по другим рельсам — и они будут это знать. Но в любом случае у меня в голове всплывает реакция именно из этого произведения(


Слушайте, мне интересно, сколько в этом понимании того, что я читала Толкина — а Толкин во многом нарисовал свободные народы против такой именно тоталитарно-фашистской единовластной системы — а другие нет и не чувствуют вот на духовном уровне на что это похоже? То есть если вы не толкинист (да, я знаю что некоторые и толкинисты как-то ухитряются пристегнуть, но по-моему это точно не любители сталинского механизма репрессий по крайней мере), но хотите реально понять, как я мыслю — вы почитайте. Хотя бы ВК. Вы поищите днем с огнем в Гондоре, Рохане, у эльфов попытки подавить своих подданных силой вместо нормального разговора. Ну за пределами обычных для средневековья вещей, когда кого-то могут отдавать под суд за измену — но вот даже ситуация с воином, спасшим Фарамира, она была рассуждена по справедливости, у нас же там в итоге Истинный Справедливый Король. И я что-то не помню, чтоб Денетор устанавливал цензуру и мешал обсуждать. То есть если кто-то не прав, обсуждается, почему он не прав. Король может не захотеть слушать тех, кто хочет ему добра, хочет его спасти, но до тоталитаризма не докручивается, никто не хочет подражать темным, это вообще принципиальное такое «мы не они». Ах, да, Саруман. Саруман стал выводить орков, стал уповать на технику (там много этого противостояния техники и экологии, но я тут написала, что это тогда вообще было серьезной темой начиная с начала НТР и острее может чем щас) — но он же как раз и пал. Грима еще. Когда в Рохане перехватил власть Грима, там от него хватает угроз, насилия, и до слабеющего короля из-за него не добраться. Но это тоже история падения, история злого, а не доброго, «правителя». Толкин однозначно такие посягательства воспринимал как злодеев. Во всем корпусе текстов много историй падения, но вот желание не говорить словами через рот, а подавлять волю, неуважение к свободе других — определенно часть падения, такой и воспринимается самими персонажами. Хуже того, есть Осанвэ-кента, про чтение мыслей — и там подчеркивается, что свобода воли вложена в нас Творцом, на нее никто не может посягнуть, даже сильнейшие в мироздании, и она нас оберегает, таково уважение самого Бога к нашей воле ведь, что (исходя уже из религии) Он же не сделал марионетками Адама и Еву, хотя знал, что они падут и им же будет плохо.


Я ее просто процитирую, стоит того, она же лежит в сети с девяностых, наверно:


«Тем не менее, любой разум может закрыться ("пахта"). Для этого требуется осознанное волевое действие - Hежелание ("аванир"). Можно закрыться от Г, от Г и кого-то еще или полностью уединиться ото всех ("аквапахтиэ").


...


Близость может быть следствием родства, ибо связанные им хроа подобны друг другу, как и образ мыслей и заботы живущих в этих телах фэар; родству же обычно сопутствуют любовь и приязнь. Близость также может происходить и просто от любви или дружбы, каковые суть подобие или же влечение фэа к фэа.


Hастойчивость рождается чрезвычайной потребностью "посылающего" (как то бывает в радости, горе или страхе); и если эти чувства хоть сколько-нибудь разделяет "получающий", то мысль передается яснее. Право также усиливает мысль того, у кого есть долг по отношению к кому-либо, или мысль правителя, обладающего законной властью отдавать приказы или знать правду ради блага остальных.


Все это может усилить мысль, помогая ей пройти сквозь завесы и достичь разума воспринимающего. Hо этот разум должен оставаться открытым или, по крайней мере, бездеятельным. Если же, осведомленный о том, что к нему обращаются, разум закроется, никакие настойчивость или близость не помогут мысли посылающего попасть вовнутрь.


...


Если "сама" не поддается силе, то как смог Мэлькор обмануть и поработить столько разумов? Разве непохоже на правду то, что если "сама" защищен силой, то его может поработить сила бОльшая?


...


Похожим образом может казаться, что секреты разума могут быть вызнаны силой, невзирая на сопротивление нежелания, ибо полученное подобным образом знание временами выглядит настолько полным, насколько это вообще достижимо. Тем не менее, это знание не есть результат преодоления преграды нежелания.


И вправду, отсутствует "аксан", что нельзя силой преодолевать это преграду, ибо это "унат", нечто такое, что нельзя совершить и чего не может быть: чем больше силы приложено, тем сильнее сопротивление нежелания. Hо всеобщий "аксан" то, что никто не должен открыто - силой - или скрыто - обманом - забирать у другого то, чем тот по праву владеет или что по праву хранит.


Мэлькор не признавал никаких "аксани". Он упразднил бы (для себя) и все "унати", если бы мог. Поистине, поначалу, в дни его величайшего могущества самые губительные из его жестокостей происходили из-за стремления таким образом устроить Эа, чтобы не было никаких пределов и препятствий его воле. Hо это ему не удалось. "Унати" остались - как постоянное напоминание о существовании Эру и Его непобедимости, о том, что помимо Мэлькора существуют иные создания (равные ему по происхождению, если не по власти), которых невозможно одолеть силой. Отсюда его неутихающая неистовая ярость.


Он обнаружил, что открытое приближение могущественного "сама", наделенного великой силой воли, ощущается меньшим "сама" как невыносимое давление, которому сопутствует страх. Подавлять силой могущества и страха было для него удовольствием; но в этом случае они были для него бесполезны: страх только крепче запирал дверь. Тогда он попытался действовать украдкой или обманом.»


Далее про обман простодушных, угрозы физическому телу (или ближним, добавлю я, что беда и для нас тоже, нерешенная задача), и хитрости языка — рассуждения по поводу последнего тут, мне кажется, у Профессора вдвойне важны потому, что он профессор именно что лингвистики, это наверняка на многом основано. Но вот это уровень уважения Творца к свободе выбора творения, который нельзя просто так игнорировать и считать себя обладающим правом править силой, если даже Бог себе это запретил — а ты мол умнее Его — вот я считаю, что тут Толкин говорит правильно. Пусть и у него все это течет из католичества, но я не вижу опровержений. Я уже писала, что в ином случае вы открываете дырку, чтоб любой злой человек по формальным соображениям лишал людей права пользоваться своей совестью, различать добро и зло, если требуете от них слепой веры и подчинения из страха без рассуждений. Я не вижу этому никаких оправданий с точки зрения хотя бы религиозного человека, да и нерелигиозным стоит задуматься, какое расползание зла это тянет за собой, ведь не бывает безгрешных людей и выбранные системы власти не гарантируют прихода к власти даже добрых людей, не говоря уж о безошибочных.


И да, вся полемика в соцсетях про «эльфов» и «орков» (даже при обвинении «эльфов» в идеалистичности) растет корнями не из запада-востока, а вот из подспудного понимания разницы идеологий, что она была нарисована в знакомой тебе культуре, даже если человек просто любитель фантастики и фэнтези, это шире толкинистов, это просто общеевразийская, кхм, культура щас. Не то чтоб такое деление было справедливым, но вот «ваша идеология, вот именно эта, орочья» — тут я даже соглашусь, извините, и да, христианину она точно не пристала и это не _западное_ христианство Толкина, это просто Евангелие и опыт первых христиан. Ну или правда, хотите отмежеваться совсем — да принимайте уже ислам скопом и не примазывайтесь. Вот оно как раз «покорность» тоталитарная просто в ядре. Только это не русская культура. Она растет как раз оттуда.


А потом почитайте ЧКА. Да, она перевертыш и к ней очень неоднозначное отношение у тех, кто любит канон. У меня эволюционировало, т.к. я сначала после ВК читала его, потом вообще ПТСР, а потом уже Сильм и сопутствующее — они плохо подросткам даются. Но ЧКА — это перенос на более близкие нам культурные реалии. В ЧКА светлые — это такой КПСС, считающий, что он «светлый», но занимающийся инквизиторством, и тоталитаризм, ага, со всеми вытекающими, а бедные темные — диссиденты. Но стоит понимать, от чего отдергивается хотя бы молодежь, знакомая и с этим блоком культуры, и даже с чисто советскими детскими книжками: ну правда, в тоталитарном СССР была просто куча сказок про злобных королей, диктаторов, советников, подавляющих все. Да хоть «Не покидай», да хоть Кир Булычев, да хоть все тот же Саракш. Довольно трудно как-то не видеть, когда половина заявлений разных публичных фигур выдает их принадлежность к радикалам, которых ты считала маргиналами, к любителям нести свою идеологию силком, а то и похуже, что совершенно не оправдано никакой ситуацией. Консолидировать людей насильно это зло, dixi. У людей должна совесть своя оставаться и право спорить.


Profile

veda_cong: (Default)
Веда Конг

December 2025

S M T W T F S
  12 3456
789 10111213
14151617181920
21222324 252627
2829 30 31   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 07:33 am
Powered by Dreamwidth Studios