(no subject)
May. 11th, 2024 07:18 pmА кстати, о «верные книги в детстве читал»
В советский детсад я не ходила — много болела, была капризной, поэтому меня сдали бабушке на руки. Я росла в деревне три четверти года. Когда развалился Союз — мне было семь, и мы были тоже в деревне (да-да, там, где сейчас я выращиваю цветочки: до какого-то момента половиной моего мира была эта деревня и окрестные леса, и я хихикала про маленькую ойкумену. Хотя и тоскливо было. Я тогда очень хотела поделиться окружающей красотой с друзьями, но с реальными ребятами ни в деревне, ни дома отношения не складывались, «домашнее обучение» замедляет социализацию, а дети бывают жестоки), в общем, от новости про распад Союза — смутное ощущение страха и неопределенности. А потом еще десять лет мы выживали на картошке с дачи, и бюджетникам нифига не платили, а мама впахивала до усталости... Я помню, как гадала на ромашке — приедут ко мне на дачу сейчас или еще ждать? И как неслась к маме через полполя.
Так что меня точно не интересовали тогда ни телевизор, ни газеты. Но все детские книжки — они советские же. Там было даже что-то детсадовское незапамятных времен с похвальбами дедушке Ленину, оно где-то так и лежит на даче, кричалки для детишек))) Но больше интересна нормальная детская литература. всю я не помню, надо рыться на полках. Но...
Токмакова. Ирина Токмакова. Вот никакого ГП. В младшем школьном, наверно, у меня не было никаких волшебных школ. У меня был Ивушкин с лошадью, пробирающиеся по сказочному лесу и помогающие его обитателям. У меня были Варя с Марусей и Асеем в краю колосистых трав и та самая песенка про «кто сильно любит, не испортит, не погубит в этом мире красоту». У меня были, простите, детдомовские детки, радующиеся новогодним подаркам, что-то там клеящие еще во время Отечественной. (Гематоген в посылке— слово из этой книжки или из другой про школу тогда же?) У меня были, простите, послевоенные розы, которые надо добыть из прошлого, и тогда в доме, у взрослых, настанет веселое утро! (очень актуально, кстати, бывает!) Короче, в этом волшебном мире и есть та этика, которая меня сформировала. Позже уже была Нарния. Она о том же. Разницы нету практически.
Булычев. Ну как же без Алисы. В общем, у меня были пыльные тропинки далеких планет, и приключения... и такая же дача, и домик Ирии и Тадеуша в Польше, и кажется, я все же понимала тогда, что Алиса мелкая и не понимает еще, что есть штуки поважнее приключений. Но... а вы вспомните эту планету улыбающихся масок. А вы вспомните планету забвения, где страшным преступлением считалась грамотность. И вы поймете тогда, что именно моя этика не приемлет в принципе ни под каким благовидным предлогом.
Волков. Ну, оригинал с Дороти — это я уже позже читала и не слишком оно вдохновило. А вот адаптация книжек про Элли — ее как бы читали, наверно, все сверстники. Я всю, и про инопланетян, и кстати, даже уже не его продолжение, где мир и антимир.
Что еще? Сборник школьных повестей, там было что-то и времен еще после Гражданской, и что-то опять же времен Отечественной... найти надо, не помню авторов, но что-то из него всплывало.
Но так или иначе меня интересовал тогда мир вокруг и познавательные книги. «Мир животных», «Мир растений»... и замечательные яркие детские атласы «Мир и человек», ага. Помните такие? Я выходила на улицу и искала созвездия, но без телескопа это было трудно. Я мечтала о телескопе) В одной из моих детских книжек у мальчика на чердаке был телескоп, но он еще и тайком построил космический корабль и летал на Луну. В другой удалось приделать крылья велосипеду...
А, да, про Гражданскую что-то тоже было. И там запомнился паренек, который радуется в летнюю жару прохладной ягоде, участвует в сенокосе... а потом на том же поле отца-коммуниста убивают.
Про фильмы и мультики и говорить нечего. Их и в 90е крутили. А еще я уже в 90е ловила «Радио Ретро». Советская эстрада была куда привлекательнее попсы, простите. Соперничали с ней барды и русский рок. Кстати, на днях был юбилей у Окуджавы. Он тоже очень многое сформировал во мне, самый душевный из бардов, вообще-то.
Пластинки! Да, пластинки. И с бардами, и со сказками. Кошка, которая гуляет сама по себе, Али-баба в исполнении Никитиных. Окуджава. Юнна Мориц. Вероника Долина, кстати (не путать с Ларисой:)) Я позже путалась)
Причем, это все даже лежит где-то. В деревне пластинки, это точно.
Перечислять сказки — и издания русских народных (такие тоненькие книжечки формата А4, с рисунками и узорами), и пластинки, и даже диафильмы — это совсем долго.
Но Мио там был. Но там был Реми, скитающийся по французской земле. И маленький лорд Фаунтлерой тоже был. И еще много всего...
Я забыла серию приключенческой подростковой — Айвенго и еще целый набор. Я забыла Фенимора Купера. И Калле Блюмквиста и остальные серии детских детективов я тоже забыла! Но вообще тут перечислять и перечислять. Электроник??? Чародеи?
Позже... Позже была целая стенка научной фантастики, и вот там были Стругацкие и Ефремов, а были космооперы американцев. И я видела, конечно, разницу подходов, но мечты... мечты людей для меня сливались. Одни верили в коммунизм, другие в демократию, но Люк Скайуокер и Алиса Селезнева для меня сражались за одно — за то, чтоб люди жили свободно и счастливо. И сражались они с угнетением, с тиранами.
Позже были сд-диски с Томом и Джерри, а потом и вот со всяким Голливудом. Позже был Дисней во всем великолепии по телевизору, а ведь там тоже этика ничего так. И вплоть до «Ледникового периода», «Шрека» и рыбок-клоунов, ага. Давайте уж все вспомним, мне б не пришло в голову, что когда-то это надо будет вспоминать и кто-то этого не знает... А, да. Первое знакомство с японским аниме. Сейлор Мун, конечно) Я смотрела очередную серию между обычной школой и отъездом в вечерку в 9 классе, за обедом, оно как раз было в три с копейками))) Детское, но норм этика тоже вообще-то) Жизненность и детские обиды на уровне ГП) Вот в этом и дело — этика мультиков разных народов для меня не имеет каких-то особых отличий, они незначительны. Как и сейчас. Я читаю тех же Роулинг или Пратчетта и всерьез думаю, а как я вообще буду в своей писанине изображать культуру разных народов, если не вижу в них инопланетян изначально?
Позже были Толкин и Экзюпери. Позже была история в школе 90х. И я подошла к родичу с вопросом: а что делать, если ты не согласен с интерпретацией истории учителем, если ты читаешь учебник, но читал и книги и у тебя что-то не сходится, а потребуют? И вот тогда мне по-моему как раз родич и выдал, что говори, мол, «автор учебника считает, что» — и не соврешь. Критическое отношение к истории. И я запомнила. И из истории, и из литературы я выбирала то, что в этику. Поэтому среди моего поколения бывают люди, которые коммунисты, но критикуют «классический советский коммунизм». Бывают православные, которые спрашивают «а почему» и недоуменно хлопают глазами, когда им велят просто верить без рассуждения по мелочам. Бывают демократы, которые обожествляют демократию, и бывают те, кто критикует. И я сама — ничего из этого без рассуждения и без санкции совести.
Мои сверстники, толкинисты, ставят игры и поют песни по тому, что я воспринимаю как ностальгию из детства. У них в песнях дон Румата и Урфин Джюс, у них в песнях ЛОГГ и Экзайл, у них в песнях катары, тамплиеры, ГП тот же... Они играли по русским сказкам и по Стругацким, по Европе, Руси, Византии, по Гражданской и по дальним тропинкам далеких планет, и я с изумленной радостью видела, что мы читали одни книжки. И вот это доброе и прекрасное, что прорастало последнее десятилетие — сейчас с одной стороны чуть не разбилось в клочья, а с другой — не разбилось, выдержало и многим дает сил и веру в то, что есть нечто большее, ради чего можно жить и бороться за светлое будущее. За Полдень Стругацких. За Кольцо Миров. За Царствие Божие, в котором «С гулякой монах делит хлеб, а ложе - жонглер и граф. Там храм - рождественский хлев, и каждый, кто любит, прав»(с)Эжен. Вот кто за что, но за светлую сторону Силы. Хрупкое кружево человеческого взаимопонимания, поддержки и общей Мечты прошло сквозь пламя и не сгорело, но закалилось, я верю, что оно станет разрастаться.
А теперь, старшие, советские, скажите тем из моего поколения, кто читал все то же, что они неправильно воспитаны, неправильные книги в детстве читали. И что вот этот вот набор неправильно научил меня отвращению к угнетению человека человеком, отвращению к несению своего мировоззрения мечом, отвращению к называнию черного белым, к использованию силы вместо попыток договориться и понять, к ломанию чужой совести, к немилосердию, «коллективной ответственности», к имперству вместо прав народов, к цезарепоклонению в стиле РИ, которое в наших детских книжках охаивали... Разумеется, РИ охаивали тоже не всегда адекватно, но я и не ассоциирую злодеев из сказок с реальными людьми тогда, но темную сторону вполне показывает и Толстой, хотя у меня-то в школе был полный набор русской литературы, чтоб составить нормальное впечатление об эпохе...
Вот как раз потому, что мое поколение это все читало, и то, и другое — дети позднесоветской интеллигенции (да и не только ее, а все, кто взял книги в руки), мечтавшей о звездах и мире без насилия, выросшие в мире свободы информации и жизни, и совсем не могут ходить вашими путями. И попробуйте сказать, что те, кто руководствуется этим и не хочет, чтобы мир вернулся к худшему, и этим станет сейчас вдохновляться, воспитаны как-то неправильно. Когда на ваших глазах начнут расти стихийные образовательные проекты, когда люди, плюнув на спрятавшихся под кроватью «раньшетравабылазеленее», вспомнят детские сказки и пойдут из терний к звездам со Скайуокером и Селезневой равно во главе, ведомые отвращением к Палпатину и к планете улыбающихся масок — попробуйте вслед кричать, что вы отец Люку:( Надеюсь, душить живое все же в конце концов не хватит духу хотя бы у обычных людей.
Ну, реально, чтоб подавить несогласие людей, ценящих свободу, и установить Священное Ымперское Средневековье, придется сжечь нафиг советские книжки. А, ой, они же уже есть в интернете!
И да, я думаю, что те, кто пытается «сверху» скрестить советское с христианским, и найти смыслы существования, ни фига не читали в детстве правильных книжек. Потому что а фигли они скрещивают насилие с насилием, империю с тоталитаризмом, когда как паззл соединяется ровно с противоположного боку, и смыслы — там же? В общем, криворучки, поломали сперва религию, потом коммунистическую идею, потом поломали позднесоветскую что там было светлого, а теперь ломать и то, что само и так прорастало, как неистребимая трава, из обломков всего, из синтеза, что реально было живым и начинало цвести? Да не дождетесь.
«Погляди на клинки травы, гордо вскинутые в салюте, погляди, что за ровный строй у крапивы на берегу. За погибших и за живых мы встаем, поглядите, люди — это наша земля и мы никакому ее врагу не сдадим...»(с)Бран