veda_cong: (Default)
[personal profile] veda_cong

С победой над злом, которое является отражением того фундаментального, победу над которым мы вспоминали в Воскресение...


Мне тяжело все-таки подбирать слова. Особенно в праздники, которые, как я считаю, _оскверняют_ текущей повесткой. Демонизацией людей скопом, народами, возлаганием коллективной ответственности... Предки отдавали жизни за мирное небо, столько же песен об этом. Кому-то из них точно не было бы весело смотреть, как их потомки еще и своим детям оставляют в наследие непонимание и кровную месть.


(а, да, вот и стих в подтверждение, то, что когда-то звучало вполне официально и уверенно. https://aikr.livejournal.com/331872.html А то скоро и про «пусть всегда будет солнце» петь нельзя будет, докатимся, боюсь. Вот, характерный пример — я _воспитана_ в том, что эти вещи говорить и петь можно, и я не понимаю, как вообще можно иначе, как запрет на это может быть не дьявольщиной полной)


К тому же я опять чуть не простудилась по такой погоде, полдня очухивалась, и у меня сложные занятия — эту тему я сама когда-то с трудом усваивала и ломаю голову, как ее дать студентам.


К тому же мне очень трудно говорить о некоторых вещах. И потому, что цензура, фактически, запрещает критику, причем по этически важным, отчаянным вещам. И потому, что я слишком хорошо понимаю — слишком в головах людей ценное им переплелось с дурным, и критикуя дурное, ничего не добьешься. Осуждая людей за ошибки, не поможешь им стать лучше. Я слишком хорошо понимаю, почему сказано «не судить», но так и не поняла, как тогда говорить... ну, один старец, кажется, в таких случаях печально качал головой и говорил «нет, так мы делать не будем».



Ну, в общем, хорошо бы помнить, что многие народы вложились в эту победу. Это раз. Многие пострадали. Многие проявляли подвиги. Англия под бомбежками. Франция в оккупации. Вся Европа. И не только. Индийцы, например, помогали, надеялись на независимость, а их в одном месте кинули, а потом изымали хлеб и устроили голод — чтобы прокормить, может быть, и моих предков... очень больно об этом было слушать.


Причем, некоторые народы бывшего СССР и пострадали больше, и подвигов их представители совершили больше. И им тоже стоит воздать благодарность, потому что никто бы не продержался в одиночку. И забыть об этом несправедливо.


И, кстати, я очень щепетильно отношусь к понятию «гордости за предков». Человека самого не делает лучше ни принадлежность к народу, ни благородное происхождение, ни какие-то еще заслуги предков (как человек, которому когда-то за неудачи в учебе, причем не очень заслуженно, кое-кто в сердцах попенял «недостойны отца» я все-таки это хорошо понимаю), ни, например, тем, что Господь когда-то меня призвал, да еще по доброй воле. Я никогда не считала, что даже искренность устремления к небу — то, на что я была бы способна сама, слишком хорошо себя знаю. Так вот, можно опозорить предков, но нельзя «гордиться» и считать себя лучше, не сделав ничего сам. Да и вообще — сделать _достаточно_ для христианина нонсенс. Можно пытаться вдохновляться тем, что «они смогли и я смогу». Ну как я вдохновляюсь святыми. Но точно нельзя на основании принадлежности куда-то смотреть на других свысока. А то вот это и будет корнем ксенофобии.


И вот то, что к счастью, хоть это зло осуждено всем миром, который с ним столкнулся. Когда-то я думала, что Нюрнберг — победа этики, что выше людей. Что это чудо, что люди соперничающих и враждовавших и до, и после режимов сумели хоть на эту тему договориться. (И, кстати, избежать коллективной ответственности — наказывали верхушку, даже не простых солдат. Скорее потому что были в здравом уме, чисто практически понимая, к чему приведет ответный геноцид. Но хоть пример подан, что и не надо большего. Важный, потому что степень вины у всех разная и в любом случае нельзя никого наказывать сверх вины) Но... стоит помнить, что Гитлер — это просто кульминация человеческой жестокости. Кульминация того, что люди делали с себе подобными веками. Включая ксенофобию. Включая государственное насилие как таковое. Стоит помнить и то, что немцы оправдывали себя строгим исполнением законов. Творя страшные вещи, о которых нельзя читать без ужаса — они пытались «улучшить» и «устроить порядок».


Яд, которым стало для нас то яблоко из Эдемского сада, все еще течет в венах каждого жителя Земли, и нет народов, от него свободных. Особенно ужасно, когда те, кто боролся с драконом — сами позволяют ему прорасти у себя в сердце.


Нацизм — это нация, возведенная в кумир. Это любовь к народу, возведенная в кумир, готовая убивать иных. И да, человек, который считает, что в его народе все ангелы, а в других — наоборот — грань переступил, как по мне.


Фашизм (в смысле Муссолини) это государство, возведенное в кумир. Это выкрученные до щелчка имперство и правизна. К сожалению. Там было все, вплоть до призыва хранить традиции.


Никто не сделает мир лучше, если будет позволять себе насилие и жестокость сверх меры. В эту ошибку в истории впадали многие тоже, и не только немцы. «Я так делать не хочу».


И да, давайте вспомним немецкое сопротивление — «Белую розу». Вспомним, что заступаться за обреченных невинных, против которых весь мир — достойно, праведно, подвиг, достойный вдохновлять. Тем более в Светлую неделю это вспомним. Вспомним, например, св. Александра Мюнхенского (Шмореля) — православного, который был в Сопротивлении и погиб от рук нацистов. Для меня особенно мерзко, если люди охаивают тех, кто считает, что должен заступаться за обреченных. За тех, кого травят государства (и да, это тоже относится ко всем, как и призыв начать менять мир с себя). И запрещать обсуждать травлю невинных по самым разным поводам (национальности, религии, инакомыслия — см. международное определение геноцида) — это играть геноциду на руку и осквернять память сражавшихся тогда, по определению. Каждый сам да оценит свои действия.


Но самое страшное, когда потомки сопротивлявшихся нацизму дерутся, обвиняя друг друга одни в нацизме, другие в фашизме — и при этом еще и частично не на пустом месте, как пишут в шапках произведений, «с элементами» того и другого. Для того, чтобы, как древние, не пощадить в городе ни младенца, надо объявить, что в этом городе страшные нелюди, замышлявшие против тебя. Гитлер тоже играл на страхах народа перед «демократами» и «коммунистами», которые после ПМВ обложили страну репарациями, от которых дети умирали с голоду.


В общем, мне кажется важным помнить, что ксенофобия и геноцид любого сорта начинаются с распространения на какие-то группы коллективной ответственности. Как с этим справиться, если не понимать, что оно — цепная реакция и может взаимно триггерить?


Profile

veda_cong: (Default)
Веда Конг

December 2025

S M T W T F S
  12 3456
789 10111213
14151617181920
21222324 252627
2829 30 31   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 02:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios